664003, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 16

EN RU

В Общественной палате Иркутской области обсудили, по каким критериям школьники выбирают предметы для сдачи ЕГЭ, и почему этот выбор не совпадает с потребностями рынка труда

28.11.2023

Комиссия по науке и образованию Общественной палаты Иркутской области совместно с Институтом социальных наук ИГУ провела круглый стол по теме «Факторы выбора школьниками предметов для сдачи ЕГЭ и их учет в прогнозировании трудовых ресурсов на региональном рынке труда». Заседание открыла председатель комиссии по науке и образованию, директор ФГБНУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека», чл.-корр. РАН, д.м.н. Любовь Владимировна Рычкова. С приветственным словом к участникам также обратились заместитель председателя Общественной палаты Иркутской области, председатель ИРО Союза женщин России – Областного совета женщин Галина Николаевна Терентьева, заместитель председателя комиссии по науке и образованию, завкафедрой Института социальных наук ИГУ Татьяна Ивановна Грабельных. В работе круглого стола приняли участие представители научно-образовательного сообщества, органов государственной власти и общественности региона.


IMG_2974.jpg +IMG_2981.jpg

Эксперты напомнили: Президентом РФ поставлена цель – для укрепления технологического суверенитета страны и достижения опережающего роста обрабатывающих отраслей до 2028 года должно быть подготовлено не менее 1 млн конкурентоспособных специалистов. Иркутская область также обозначила эту задачу как одну из приоритетных.

«Решение этих задач требует некоторой перестройки профессиональной работы в школах, и более целенаправленного выбора учениками предметов для сдачи ЕГЭ, с учетом прогнозирования востребованных профессий и специальностей», - отметила Г.Н. Терентьева.

Л.В. Рычкова подчеркнула, что в этих условиях «важен не вопрос отношения к ЕГЭ, важнее посмотреть на проблематику со стороны профориентации детей и восполнения кадровых ресурсов». Главная задача - создание условий для более грамотного выбора школьниками своей будущей профессии, а значит и целенаправленного выбора ими предметов для сдачи ЕГЭ. Это позволит в последующем привести к удовлетворению профессиональных и жизненных интересов молодых людей, достижению занятости населения.

Для начала с докладами на заседании выступили сотрудники профильных ведомств Иркутской области. Советник министерства образования Екатерина Федоровна Петрова представила участникам анализ выбора школьниками региона предметов для сдачи ОГЭ и ЕГЭ за предыдущие годы, оценив также качество подготовки и полученные результаты. Начальник управления промышленности министерства экономического развития и промышленности Сергей Петрович Какаулин назвал крупнейшие инвестиционные проекты, реализующиеся в Иркутской области, и представил данные по прогнозу потребностей по их кадровому обеспечению. Начальник управления анализа и контроля министерства труда и занятости Максим Александрович Вайнштейн охарактеризовал кадровый рынок региона, обозначив профессии и специализации, наиболее востребованные работодателями согласно прогнозу кадровой потребности организаций на предстоящие 12 лет.

+IMG_3008.jpg

+IMG_2995.jpg

Факторы, которые влияют на выбор школьниками предметов для сдачи ЕГЭ, подробно разобрали в своих докладах Начальник отдела развития общего образования департамента образования Иркутска Елена Валерьевна Высоцкая и Татьяна Ивановна Грабельных. Они представили результаты двух независимых друг от друга исследований. В первом – были опрошены более 2 тыс. учеников 11 классов Иркутска. Во втором – анкетном опросе Социологической лаборатории региональных проблем и инноваций Института социальных наук ИГУ – приняли участие более 700 человек целевых аудиторий (студенты вузов и молодежи, сдававшие ЕГЭ в разные периоды, их родители, бабушки и дедушки, представители приемных комиссий вузов, педагоги школ).

Представляя доклады, эксперты сходились в том, что сегодня существует «разрыв» в выбираемых школьниками предметами для ЕГЭ и будущей профессией и тем, что требуется рынку труда. Для его преодоления необходимо усиление профориентационной работы, которая включает в себя информационное сопровождение и популяризацию востребованных профессий, усиление роли предприятий в формировании профессионального выбора, создание и реализацию новых механизмов и практик профильного обучения в школах и др.

Опытом создания и внедрения профильных классов и в целом профориентационной работой на заседании поделились руководители школ Иркутской области и представители вузов. Они же озвучили и проблемы, с которыми учреждения сталкиваются в образовательной деятельности. В их числе большая загруженность педагогов, для которых профориентационное направление чаще всего не является основным.

По итогам всех предложений участников круглого стола будет сформирована резолюция Общественной палаты Иркутской области. Предполагается, что в нее войдут рекомендации Правительству Иркутской области, Министерству образования, Министерству экономического развития и промышленности, Министерству труда и занятости, руководителям образовательных организаций и работодателям.

Пресс-служба НЦ ПЗСРЧ

https://t.me/ncpzcrh
https://vk.com/klinikanzirk  






Возврат к списку