664003, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 16

EN RU

Здоровьесберегающие практики в образовательных учреждениях Приангарья обсудили в Общественной палате

15.06.2023

14 июня в Общественной палате Иркутской области прошло расширенное заседание комиссий по науке и образованию, по здравоохранению и социальному обеспечению, посвященное здоровьесберегающим технологиям в школах региона. В работе комиссий приняли участие члены и эксперты региональной Общественной палаты, представители министерств Иркутской области, образовательных учреждений, научного и медицинского сообщества. Модераторами заседания выступили председатель комиссии по науке и образованию палаты Леонид Аполлонович Выговский и заместитель председателя комиссии по науке и образованию, член комиссии по здравоохранению и социальному обеспечению, директор ФГБНУ НЦ ПЗСРЧ, чл.-корр. РАН Любовь Владимировна Рычкова.

WhatsApp Image 2023-06-14 at 15.38.16.jpeg

Открывая заседание Леонид Аполлонович подчеркнул: ни в образовании, ни в здравоохранении нет ни одного вопроса, который был бы важнее здоровья учащихся. Общественная палата Иркутской области уже неоднократно обращалась к рассмотрению этой проблемы, стараясь максимально комплексно обсудить все нюансы этой темы. Сегодня в повестку заседания включены вопросы научных исследований в области состояния здоровья школьников, разработанных здоровьесберегающих технологий для общеобразовательных учреждений и практики их применения.

«Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека много лет занимается вопросами сохранения здоровья школьников. Но новые вызовы и усилившееся внимание со стороны государства к профилактическому направлению, сохранению и укреплению здоровья детей и подростков ставит перед нами новые задачи в области здоровьесберегающих технологий. Вопросы не простые, комплексные, и помочь в их решении могут лучшие практики, применяемые  как в нашем регионе, так и в других субъектах РФ», - отметила Любовь Владимировна.

Обзорную ситуацию по внедрению здоровьесберегающих технологий в школах Иркутской области представила начальник управления общего и дополнительного образования министерства образования Иркутской области Инна Александровна Урбанович. Она подчеркнула, что вопрос охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения  закреплен в качестве одной из основных задач в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов, начиная с уровня дошкольного образования. В настоящее время в 523 образовательных организациях Иркутской области реализуются программы формирования культуры здорового питания и популяризации здорового образа жизни. 

WhatsApp Image 2023-06-14 at 15.38.18.jpeg

Доклад старшего научного сотрудника лаборатории психонейросоматической патологии детского возраста НЦ ПЗСРЧ, д.м.н. Елены Анатольевны Ткачук был посвящен состоянию здоровья детей школьного возраста и возможностям использования здоровьесберегающих технологий в образовании. Эксперт привела данные научных исследований, проведенных в России, которые наглядно показали масштаб проблемы.

«Конечно, не все заболевания связаны только со школой, но роль школьных факторов нельзя отрицать. А это еще раз указывает на важность внедрения технологий развития и сбережения здоровья детей в образовании. Что-то делается в этом направлении, но появляются новые факторы, и необходимо работать дальше», - отметила она, предложив направить усилия в первую очередь на изучение морфофункциональных особенностей современных детей, разработки критериев результативности здоровьесберегающих технологий и критериев оценки образовательных программ по их влиянию на здоровье школьников.

Последующие доклады участников касались практики внедрения отдельных технологий. Научный сотрудник лаборатории психонейросоматической патологии детского возраста НЦ ПЗСРЧ, клинический психолог, к.б.н. Жанна Владимировна Прохорова поделилась опытом работы со здоровьесберегающей технологией, основанной на принципах нейробиоуправления. Это современная компьютерная лечебно-оздоровительная технология, которая успешно применяется в Клинике Научного центра в Иркутске. Игровое компьютерное биоуправление базируется на принципах адаптивной обратной связи и предназначено для направленного немедикаментозного изменения ряда физиологических функций организма человека. Благодаря этому методу пациент не только может констатировать собственное состояние, но и получает возможность с помощью навыков саморегуляции осознанно изменять это состояние в нужном направлении.

«Метод интересен ребятам, потому что основан на игровом соревновательном сюжете. Для того, чтобы победить, играющий должен снизить частоту сердечных сокращений: чем меньше сердцебиение, тем быстрее, лучше движется герой в игре. Таким образом, из раза в раз у пациента формируется устойчивость к стрессирующей ситуации игры и в целом создается модель эффективного поведения при стрессе, - поясняет Жанна Владимировна, добавляя, что такой метод может очень эффективно применяться в образовательном процессе, тем более, что примеры его внедрения в российских школах, есть. – Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Внедрение этого метода в образовательных учреждениях могло бы способствовать снятию избыточного напряжения у ребенка, обучению его противодействию стрессу».

WhatsApp Image 2023-06-14 at 15.38.28.jpeg

Об интересном опыте внедрения здоровьесберегающих технологий рассказали и представители общеобразовательных школ Иркутска. Так, в школе №23 пошли по пути создания собственной социально-психологической службы, в штате которой состоит несколько психологов, социальных педагогов и логопедов. При этом специалисты школы стараются работать по трем направлениям для формирования здоровьесберегающей среды школьников: создают психологический комфорт и безопасность для учащихся, поддерживающую дружелюбную среду и условия, которые способствуют всестороннему развитию ребенку.

Школа №67 является одной из передовых по созданию и внедрению различных проектов, направленных на здоровье детей. Здесь реализуется программа «Школа здоровья», проводится областная конференция для учащихся 4-9 классов «Расту здоровым», проекты «Через математику к здоровью», «Красота в движении. Здоровье с детства». Последний, к примеру, направлен на профилактику гиподинамии: ребята представляют свои физкультразминки, некоторые из нх потом берут на вооружение и распространяют в других школах.

Подводя итоги заседания, Любовь Владимировна Рычкова поблагодарила всех участников за работу, которую они ведут по сохранению здоровья детей, и предложила больше рассказывать и в профессиональном сообществе, и в средствах массовой информации об этом важном направлении их деятельности. Участники заседания внесли свои предложения в резолюцию, которая после завершения формирования, будет направлена в Правительство Иркутской области, а также в региональные министерства образования и здравоохранения.

Пресс-служба НЦ ПЗСРЧ

Фотографии Общественной палаты Иркутской области


Возврат к списку