664003, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 16

EN RU

2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

2 апреля 2021

2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (англ. World Autism Awareness) установлен Генеральной Ассамблеей ООН в 2008 году и отмечается ежегодно 2 апреля. Цель этого дня - обратить внимание на необходимость содействовать повышению качества жизни людей, страдающих аутизмом, с тем чтобы они могли жить полной и содержательной жизнью в качестве полноценных членов общества.

В резолюции Генеральной Ассамблеи особое внимание уделено проблеме аутизма у детей, что говорит об обеспокоенности высокой долей детей с аутизмом и указывает на важность ранней диагностики и соответствующего обследования. Проблема аутизма всегда оставалась в сфере особого внимания учёных ФГБНУ НЦ ПЗСРЧ.

Руководитель лаборатории психонейросоматической патологии детского возраста ФГБНУ НЦ ПЗСРЧ, д.б.н. Поляков В.М. отмечает:
- Достаточно распространено некоторое смешение значений терминов "аутизм" и "расстройство аутистического спектра". Аутизм по МКБ-10 (Десятый пересмотр Международной классификации болезней) — это тип расстройства психологического развития, проявляющийся качественными нарушениями реципрокного социального взаимодействия;  качественными аномалиями в общении; ограниченными повторяющимися стереотипными поведением и активностью. Вместе с тем, расстройство аутистического спектра (РАС) используются для описания неоднородной группы расстройств развития ("детский аутизм", "атипичный аутизм", "синдром Аспергера", "органический аутизм" и "аутистическое расстройство" и др.), проявляющихся в выраженных трудностях социальной коммуникации и социального взаимодействия, а также в особенностях обработки сенсорной информации и повторяющемся поведении.

 - Согласно данным официальной статистики Всемирной организации здравоохранения по состоянию на 2019 год один ребенок из 160 детей имеет какое-либо РАС. Это усредненная оценка, которая существенно варьируется в разных исследованиях. Так, центр по контролю и профилактике заболеваний приводит статистику: на 2020 г. в США примерно у 1 из 54 детей диагностируют РАС. В России же распространенность РАС составляет 1 случай на 100 детей (Росстат). При этом отмечается, что официальный диагноз получили гораздо меньшее число людей, обладающих РАС. Известно, что аутизм может быть диагностирован у людей, относящихся к разным социальным и этническим группам, но вместе с тем чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, - комментирует м.н.с. лаборатории Черевикова И.А.

- Как правило, РАС выявляют по достижению ребёнком возраста 3‑х лет, хотя предварительный диагноз можно поставить и в возрасте до 2‑х лет. Для успешной коррекции и лечения РАС, необходима ранняя диагностика в первые 18 - 24 месяца жизни. Однако в России диагностика РАС происходит гораздо позже, практически тогда, когда разворачивается полная клиническая картина заболевания: в начале обучения в школе при выявлении затруднений к адаптации к школьному обучению, либо во время пубертатного периода. Это связано с несколькими факторами, в первую очередь, с проблемой критериев ранней диагностики РАС; отсутствием общепринятого понимания патогенеза РАС; трудоемкостью диагностического инструментария для организации скрининговых исследований, - поясняет Ткачук Е.А., д.м.н., с.н.с. лаборатории психонейросоматической патологии детского возраста.

Психофизиолог, к.б.н., н.с. лаборатории Прохорова Ж.В. отмечает:

- Получение детьми с РАС адекватного образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации. В настоящее время в России дети с РАС могут получать общее образование в коррекционных образовательных учреждениях, школах индивидуального обучения на дому по общеобразовательной программе или же в  образовательном учреждении общего типа, получив, так называемое, инклюзивным образование. В обучении ребенка с РАС необходимо руководствоваться принципами бесплатного образования, соответствующими возможностями и потребностями ребенка в минимально ограничивающей его среде.

Отдельно следует остановиться на вопросе реабилитации и коррекции детей с РАС. Общепризнанными и наиболее зарекомендовавшими себя являются программы: «Обучение и воспитание детей с аутизмом и сопутствующими нарушениями развития» (англ. название Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children (TEACCH)) и методика поведенческой терапии "Прикладной анализ поведения" (англ. название Behavior treatment and technology (ABA). Однако, по ряду причин, в России они применяются очень ограниченно.

Ситуацию комментирует врач-невролог Клиники ФГБНУ НЦ ПЗСРЧ Михнович В.И.: 

- Сложившаяся ситуация указывает на необходимость разработки отечественных программ реабилитации и коррекции детей с РАС. Так, специалистами клиники нашего Центра была разработана и апробирована технология по коррекции и реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра.

1101.jpg



Возврат к списку