Научные школы

Научная школа по патофизиологии


Колесникова Любовь Ильинична
руководитель, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН, заслуженный деятель науки РФ

Основные направления:

  • изучение репродуктивных процессов и особенностей онтогенеза населения Восточной Сибири;
  • изучение функционирования биологической системы «мать — внезародышевые органы — плод»;
  • изучение патогенетических механизмов, лежащих в основе бесплодия супружеских пар;
  • изучение этнических особенностей метаболических процессов у больных сахарным диабетом.

Обосновано новое направление — этническая репродуктология и установлены этнические особенности метаболических процессов у женщин (в том числе беременных) и детей русской и бурятской популяции, проживающих в Восточной Сибири.


Научная школа по этническим и популяционным факторам в формировании здоровья населения


Колесников Сергей Иванович
руководитель, академик РАН, советник РАН, профессор, заслуженный деятель науки РФ

Основные направления:

  • выявление молекулярно-генетических и системных механизмов регуляции и компенсации разных физиологических систем в норме и при патологии в популяциях народов Сибири, их роли в подверженности к комплексным болезням в условиях экологических факторов Сибири с целью разработки эффективных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;
  • разработка новых технологий ранней диагностики и лечения, направленных на восстановление репродуктивной функции, профилактику осложнений беременности и перинатальных потерь с учетом региональных и этнических особенностей течения патологического процесса в современных условиях Сибири, создание комплексной программы оценки риска формирования репродуктивных нарушений у коренного и пришлого населения Сибири;
  • разработка фармакогеномных основ персонифицированного подхода к диагностике и терапии распространенных неинфекционных заболеваний среди коренного и пришлого населения Сибири.

Научная школа психосоматической патологии детского и подросткового возраста


Поляков Владимир Матвеевич
руководитель, доктор биологических наук

Впервые в СССР была сформулирована концепция психосоматической патологии у детей и подростков. У истоков этого направления стоял ученик московской школы психологов Р. Лурия, кандидат психологических наук (с 2013 г. доктор биологических наук) Владимир Матвеевич Поляков.


«Здоровьесберегающие технологии»


Дзятьковская Елена Николаевна
член-корреспондент РАЕН, доктор биологических наук, профессор

Доктором биологических наук, профессором Дзятьковской Еленой Николаевной сформулирована теория информационного стресса у школьников, которая легла в основу областной Программы «Здоровье и образование». На основании этой концепции организован Совет по здоровьесберегающим технологиям при Государственной Думе РФ.


Научная школа по эпидемиологическим аспектам и молекулярным механизмам репродуктивных нарушений


Сутурина Лариса Викторовна
руководитель, доктор медицинских наук, профессор

Основные направления:

  • изучение распространенности репродуктивных нарушений в различных возрастных, гендерных и этнических группах населения;
  • исследование молекулярных механизмов нарушений репродуктивной функции человека при нейро-эндокринных синдромах, гормонозависимых пролиферативных гинекологических заболеваниях, социально-значимых инфекционных заболеваниях;
  • разработка и внедрение эффективных методов ранней диагностики и прогнозирования репродуктивных расстройств;
  • разработка и оценка эффективности инновационных методов восстановления и сохранения репродуктивной функции.

Научная школа по эволюции эпидемического процесса в современных условиях


Савилов Евгений Дмитриевич
руководитель, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

Основные направления:

  • исследование основных движущих сил пандемии социально-значимых инфекций (туберкулеза и ВИЧ) и прогнозирование их дальнейшего развития;
  • разработка современных методов эпидемиологического мониторинга (генотипирование возбудителей, математическое моделирование эпидемического и эволюционного процессов);
  • изучение закономерностей развития эпидемического, инфекционного и вакцинального процессов в условиях техногенного загрязнения окружающей среды;
  • разработка подходов к управлению инфекционной заболеваемостью на основе выделения наиболее «уязвимого» периода эпидемического процесса;
  • эколого-эпидемиологическая оценка бактериального и вирусного загрязнения водных объектов и его связь с инфекционной заболеваемостью населения